Наталья Зубаревич. Модернизация: региональная проекция
резюме лекции
Резюме лекции Натальи Зубаревич в Клубе 2050. 26.05.2010
«Реформаторы хотели опередить время, но увязли в пространстве»
А.И. Трейвиш
Пространственный аспект является ключевыми для судьбы любой модернизационной волны в России. Существуют очень жесткие объективные ограничения пространственной политики государства. Это в первую очередь колоссальное неравенство между регионами, которое требует масштабного перераспределения средств через федеральный бюджет и ставит под сомнение саму возможность «классического» федерализма в России.
Необходимо четко различать два измерения региональной политики – социальное и экономическое. Социальное измерение состоит в том, что каждому гражданину России, вне зависимости от места его жительства, государство обязано обеспечить некий минимальный набор благ и услуг (в этом смысле она всегда выравнивающая), а также возможность развития. Экономическое измерение, напротив, состоит не в раздаче денег, а в помощи тем регионам, которые имеют потенциал роста.
В последнее десятилетие социальное и экономическое неравенство в регионах несколько сократилось, но остается очень высоким. Сверхконцетрация экономической деятельности (Москва и Московская обл. – 46% иностранных инвестиций, Москва – 38% внешней торговли, ЯНАО+ХМАО+Москва – 58% доходов консолидированного бюджета) и разрывы в уровне жизни обусловлены не столько объективными (агломерационный эффект в Москве) причинами, сколько институциональными (концентрация центров принятия решений в Москве). Это положение можно изменить только децентрализацией государственной власти.
Главными объектами региональной политики в России должны служить, во-первых, регионы-середняки, а во-вторых, региональные центры. В регионах-середняках по душевому ВВП проживает 2/3 населения России; именно их положение определяет развитие страны в целом, При этом неизбежно оказание значительной помощи отстающим регионам.
Региональные центры – единственный рычаг модернизации региона. На сегодняшний день сложился барьер на пути распространения инноваций от Москвы в регионы на уровне крупных городов (с население около 250 тысяч человек, это региональные центры и крупнейшие промышленные города). В города с меньшим населением слабо проникают ключевые инновации (Интернет, современные форматы торговли и пр.; исключение – мобильная связь).
Региональная политика в развитых и развивающихся странах принципиально различна. В развивающихся странах поддержка оказывает наиболее перспективным территориям, что приводит к росту регионального неравенства, но толкает вперед всю страну (пример – Китай до 2008 г.). После достижения определенного рубежа (10-15 тыс. долл. ВВП по ППС на душу населения) происходит переход к политике выравнивания между регионами. Но в развитых странах ее эффективность весьма ограничена, хотя она опирается не только на перераспределение ресурсов, но и на активизацию внутренних возможностей развития отстающих регионов, мобилизацию человеческого капитала и потенциала места.
Россия занимает переходное положение между этими двумя группами стран, поэтому необходим баланс между территориальным выравниванием и поощрением перспективных регионов.
В рамках политики выравнивания необходимо:
- Перенести акцент с помощи региону на помощь людям (с региональной политики на социальную),
- Сделать социальную защиту адресной,
- Поддерживать малый бизнес и самозанятость,
- Обеспечивать бюджетное финансирование здравоохранения и образования для защиты территорий от деградации.
В рамках политики модернизации необходимо:
- Учитывать объективные тренды, а не противостоять им,
- Улучшать городскую среду, особенно в региональных центрах, а для этого – снять «бюджетную удавку» с муниципалитетов и городских администраций,
- Повысить гибкость и емкость рынка труда,
- Стимулировать качественное образование,
- Стимулировать горизонтальное взаимодействие между регионами и городами.
Нужно прекратить характерное для государственной политики «конструирование» мифических агломераций и планов развития отраслей, а вместо этого поддерживать реальные направления развития. Этому мешает привычное доминирование бюрократии и игнорирование свободы выбора граждан, компаний и регионов.
Необходимо ограничить число и масштаб пафосных государственных проектов (Сочи-2014, АТЭС-2012, ЧМ по футболу-2018) и сырьевых проектов (ВСТО, Северный поток, Южный поток, Урал промышленный – Урал полярный). Этому мешает привычка властей к широким жестам «комплекс пальцев веером» вместо последовательной повседневной работы.
Необходимо мобилизовать силы саморазвития в регионах и гражданскую активность. Этому мешает отсутствие солидарности, атомизация общества, низкая способность к кооперации, а в социальной политике – еще и отсутствие гуманизма, низкая ценность человеческой жизни.
Иными словами, пространственная модернизация требует модернизации государства. Но, с другой стороны, модернизация государства невозможна без появления акторов этой модернизации, в том числе и в регионах. Получается замкнутый круг, из которого пока не видно выхода. Проблемы пространственной модернизации сводятся к проблемам ценностным (солидарность, гуманизм, свобода, ответственность, образование, толерантность, здоровая конкуренция, труд). Ценностные проблемы – следствие посттравматического синдрома по итогам тяжелейшего XX века. Главная проблема России – это, по аналогии с failed sate, failed elites «комплекс пальцев веером» и тяга к демонстративному роскошному потреблению, характерные для верхнего класса, разлагает все общество и лишает его модернизационного потенциала. По-видимому, быстрых и легких рецептов от этой болезни нет, ее нужно просто пережить.
Brak odpowiedzi
Dodaj odpowiedź
Dodaj odpowiedź