Лариса Паутова. Поколение Y. Современная молодежь – какая она?

Sonic Youth

Sonic Youth, фото Andrew Becraft

Резюме доклада

Резюме по докладу и дискуссии на выступлении Ларисы Паутовой в Клубе 2050. 3.12.2009

В рамках доклада и последующей дискуссии сложились следующие тезисы:

Динамика развития страны зависит от смены поколений, сформировавшихся в различном социально-культурном контексте. По данным социологических исследований в России (схожая картина в США и Европе) могут быть выделены следующие поколения с интервалом в 20 лет: 1923-1943 г.р. – «молчаливое поколение», 1943-1963 г.р. – «поколение беби-бума», 1963-1983 г.р. – поколение Х, 1983-2000 г.р. – поколение Y, 2000-е г.р. – поколение Z.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что молодежь 1) может сыграть активную политическую роль (развитие институтов молодежной политики), 2) представляет собой значительный рынок, 3) становится важной частью контингента рабочей силы, с которой работодатели вынуждены работать.

Для оценки будущего наиболее важны характеристики поколения Х (будет доминировать в ближайшие годы) и поколения Y. Остро стоит проблема воспитания поколения Z, оно очень отличается от предыдущих («инопланетяне и гуманоиды»).

Поколение Х сформировалось в условиях позднего СССР и последующей перестройки и реформ 1990-х гг., в результате чего для этого поколения характерны вещизм, разрыв между имеющимся и желаемым, высокий уровень материальных амбиций, отношение к деньгам как к главной ценности, низкая ценность семьи, образования, самореализации. Поколение Х с достойной лучшего применения агрессией окунулись в потребительскую лихорадку (в том числе и они «проели» рост 2000-х). Для поколения Y, сформировавшегося уже в 2000-е гг., характерны ориентация на престижную и высокооплачиваемую работу, на образование и самореализацию, большая ориентация на семейные ценности при несколько меньшем уровне запросов и амбиций. Если для поколения Х ключевым понятием являются деньги и вещи (символы поколения – герои сериала «Бригада» и романа Минаева «Духless»), то для поколения Y – успех.

Главный риск поколения Y – успеха добьются не все, это может вызывать психологический кризис. В то же время прагматизм, индивидуализм, наличие значимых нематериальных ценностей, наличие жизненной стратегии, готовность рисковать и жертвовать для ее выполнения в поколении Y сделают его достаточно успешным. Особенно это относится к наиболее активной и образованной его части. У поколенияY высоко развитые коммуникативные навыки сочетаются с ослабленными когнитивными. Это в сочетании с отсутствием авторитетов и иерархии в сознании поколения затрудняет взаимодействие с более старшими поколениями, особенно с беби-бумерами.

Поколение Y в большинстве своем лояльно существующей власти и обладает низким протестным потенциалом, поэтому «оранжевая революция» в России невозможна.

Поколение Y состоит из двух существенно различных частей – 1983-1992 и 1992-2000 г.р. Они сильно различаются по условиям формирования и соответственно, а также по численности – первая часть в 1,5 раза многочисленнее второй. Эта первая часть сыграет особую роль, поскольку это – «последнее поколение» (самое многочисленное поколение после 1960 г. – 1983-1988 года рождения, к нему принадлежат почти все участники дискуссии). Эта часть поколения Y, социально сформировавшееся уже в 2000-е гг., получило более позитивный социальный опыт, чем предыдущее поколение (сформировавшееся в 1990-е гг.), и вдвое многочисленнее последующего поколения (родившихся в 1990-е). Последнее поколение» получило все еще хорошее «почти советское» образование (и среднее, и высшее) и сохраняет преемственность по отношению к культуре и поколениям Советского Союза. Поколение, рожденное в 1990-е и позже уже совершенно не те по духу и по культуре. «Последнее поколение» сыграет решающую роль в процессе воспроизводства населения России, в политике, экономике, социальной жизни.

Политические лидеры делятся на два типа – «лидеров поколения» и компромиссных. Первые рождаются на максимуме волны одного поколения, вторые – между поколениями. Лидеры первого типа опираются на ценности и идеалы своего поколения, чувствуют за собой массовую поддержку, имеют собственную поколенческую команду и поэтому могут проводить достаточно жесткий и последовательный политический курс. Лидеры второго типа такой поддержки и команды не имеют и вынуждены проводить компромиссную между двумя поколениями политику. В России к первому типу относится Путин (1952 – центр поколения беби-бумеров), ко второму – Медведев (1965, стык поколения Х и беби-бумров). Исходя из этого, следующую генерацию лидеров сформируют люди 1970-1974 г.р. (центр поколения Х), а последующую – 1983-1988 (первая часть поколенияY – последнее поколение).



Brak odpowiedzi

Dodaj odpowiedź

Dodaj odpowiedź